Пожизненная рента. Памятка

Как не загнать себя в угол:

Выбираем лицо, которому отдаем свое имущество в пожизненную ренту:

  • Если это физическое лицо – максимально изучить и проверить его: поспрашивать знакомых, позвонить человеку на работу, поинтересоваться его характеристиками.
  • Лучше отдать предпочтение социальной организации, которая занимается уходом за пенсионерами.
  • Самый безопасный вариант – банк.

Оформляем договор ренты с пожизненным содержанием – максимально четко и подробно указываем:

  • Наименование предоставляемых услуг
  • Их количество и периодичность в неделю, в месяц
  • Сроки и объемы оказываемых услуг.
  • При расчете ежемесячных платежей и выкупной цены необходимо заранее определить среднюю рыночную стоимость квартиры. Это можно сделать по объявлениям о продаже недвижимости в Вашем районе по газете или ресурсам Интернета.

Обязательно регистрируем договор в регистрационной палате.

Перечень документов, которые нужны для регистрации договора пожизненной ренты или ренты с пожизненным содержанием:

  • Заявление получателя ренты о государственной регистрации.
  • Заявление плательщика ренты о государственной регистрации.
  • Документ об уплате государственной пошлины.
  • Документы, удостоверяющие личность заявителей.
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя (нотариально удостоверенная доверенность). Нужны, если интересы правообладателя представляет иное лицо.
  • Правоустанавливающие документы получателя ренты (документы, подтверждающие право собственности на недвижимость – свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи и т. п.).
  • Договор о ренте, удостоверенный нотариусом.
  • Кадастровый паспорт, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
  • Справка органов технической инвентаризации об отсутствии арестов и запрещений, если право ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав.
  • В случаях, установленных действующим законодательством, нотариально удостоверенное согласие супруга на отчуждение (приобретение) недвижимого имущества.

Получаем ренту:

  • В специально заведенной для этого тетради четко фиксируем все полученные платежи и услуги.
  • Раз в месяц производим запись в этой тетради: «Все обязательства по договору выполнены в полном объеме. За текущий месяц стороны претензий друг к другу не имеют» с указанием даты записи и подписями заинтересованных сторон.

Оформляем обратную ипотеку:

  • Обращаемся в Агентство по ипотечному жилищному кредитованию в Вашем регионе и получаем условия обратной ипотеки. 
  • Подаем требуемые личные документы и документы на объект имущества.
  • Получаем одобрение у Агентства.
  • Оцениваем имущество у независимой оценочной компании в случае одобрения.
  • Оформляем кредитный договор.
  • Страхуем объект имущества. При оформлении страхования необходимо обзвонить страховые компании, узнать у них условия и цены и сравнить их. Стоимость страхования различается в разных компаниях. Правила выбора страхового продукта Вы можете найти в модуле «Страхование имущества».
  • В случае потребности в социальных услугах часть кредитного платежа можно использовать, чтобы нанять человека или компанию для помощи в уборке квартиры или похода за продуктами и лекарствами, или обратиться в службу социальной защиты населения — ее услуги будут стоить дешевле, а для некоторых категорий граждан и вовсе бесплатно.

Обратите внимание, что:

  • С точки зрения соотношения стоимости квартиры и совокупности полученных платежей схема обратной ипотеки гораздо эффективнее, чем пожизненная рента
  • В настоящее время АИЖК запустило обратную ипотеку только в качестве эксперимента. Соответственно условия кредитования довольно часто меняются, а информация об услуге обычно не входит в число широко рекламируемых программ